Лекция называлась "От Арабской весны к Исламской зиме" и была посвящена в основном проблемам наших соседей. Но оставить без внимания нарастающий конфликт между мусульманскими и остальными гражданами европейских стран было невозможно. Особенно в свете последних печальных событий во Франции. Да и в других странах, принявших в качестве своих полноправных граждан жителей бывших колоний, положение не лучше. Поэтому профессор после подробного обзора египетских, сирийских, иорданских и прочих проблем, перешел к Европе.
Последнее время много критикуют политику мультикультурализма, которой изначально придерживалась (и придерживается до сих пор) Европа. А. Меркель, Д. Кэмерон, Н. Саркози говорят о провале этой политики, но нигде я не встречал попытку объяснения этому. Может быть, недостаточно интересовался, но вот сегодня профессор высказал мысль, которая показался мне достаточно логичной и интересно было бы послушать возражения уважаемых ЖЖ-шников.
Антагонизм исламской молодежи по отношению истеблишменту стран проживания исходит, как правило, от эмигрантов второго и третьего поколений. Первое поколение эмигрантов, бежавших в Европу из "сбросивших колониальное иго" стран Азии и Африки, сравнивали своё положение со сверстниками в странах исхода. Сравнение всегда было в пользу эмигранта и оправдывало его поступок в собственных глазах. Следующие поколения потеряли связь с родиной своих родителей. Они росли юридически полноправными гражданами европейских стран и сравнивали себя со сверстниками на улице. Но фактического полноправия никогда не было. Всегда "стаж" пребывания в любом амплуа имеет предпочтение. В этом смысле у коренных жителей страны всегда есть преимущество, которое распространяется не только по сравнению с первым, но и с последующими поколениями. Сравнение получалось не в пользу недавних эмигрантов.
Дальше - обычные человеческие чувства: зависть, озлобление, обида, и выход этих эмоций через насилие, проявления вандализма и прочих революционных прелестей, навстречу "Арабской весне".
Невольно напрашивается мысль, а как же у нас, в Израиле? Мы - эмигранты первого поколения и пережили от старожилов всякое: и горячую любовь и столь же горячую неприязнь. Но наши дети и внуки, родившиеся здесь, не отличаются от своих сверстников на израильской улице. Почему у нас это иначе? Ответ, наверное, в том, что, по большому счету, почти все жители Израиля недавние эмигранты. Нет явного преимущества в "стаже". Ну, и не в последнюю очередь, евреев объединяет горячее желание соседей "видеть нас в гробу".
В какой-то мере (без "горячей любви" соседей) это относится и к другим "эмигрантским" странам: США, Канада, Австралия. Идея "плавильного котла" очевидно осуществима только на условиях социального и культурного равенства большинства населения страны.