arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

ТУЧИ НАД ГОРОДОМ ВСТАЛИ

Не знаю человека, который скрывается за ником domestic_lynx, но её тексты как правило очень интересны, хотя и далеко не бесспорны. К сожалению автор редко принимает участие в дискуссии, а она пишет так, что всегда есть о чем поспорить. Мой блог, к счастью, посещают "неслабые" спорщики, поэтому я решил поместить в своём ЖЖ её последнее эссе

ТУЧИ НАД ГОРОДОМ ВСТАЛИ

Ким Чен Ын, лидер Северной Кореи, заявил, что война может начаться в любой момент. И он прав.

Война, особенно большая война, - дело иррациональное, провиденциальное. Те «причины такой-то войны», которые перечисляют в учебниках и спрашивают на экзаменах – далеки от истинных причин, как далеки истинные причины человеческих поступков от объяснений и обоснований, которые люди дают другим и в первую очередь себе. Экономические и геополитические причины войн, конечно, есть, но ими дело далеко не исчерпывается. Более того, это малая часть истинных причин.

Экономически война бессмысленна. Отнять любые ресурсы в конечном счёте, с учётом всех рисков, дороже, чем их купить. Это - отвлекаясь от всех моралистически-гуманитарных соображений. Лев Толстой, современник знаменитой войны Севера и Юга в Североамериканских Штатах, многократно писал: подсчитано, что за те деньги, которые тратятся на войну, дешевле выкупить всех рабов, за свободу которых сражаются. Если бы человек был существом рациональным – войны бы давно прекратились. Но люди – существа иррациональные и сражаются всегда не за то и не потому, за что и почему объявлено.

Большая война всегда знаменует слом эпохи. Недаром она часто соседствует по времени с большой революцией. Эпоха зашла в тупик, не видит больше перспектив – и война оказывается способом смешать фишки на столе и начать игру заново. Из войны народы выходят иными, чем вошли в неё. Так было после наполеоновских войн, выросших из французской революции, так было с I Мировой войной, которая, с сущности, «открыла» ХХ век: до тех пор было затянувшееся продолжение ХIХ-го.

Наше время до жути напоминает эпоху накануне I Мировой войны. Весь её стиль, гул, эманации – всё «один в один». Стиль вообще необычайно важная вещь, не внешняя оболочка - суть вещей.

Сто лет назад было время дивной нови, которая, казалось, знаменует едва ли не приход золотого века. Недаром наступление ХХ века многие праздновали как пришествие земного рая: вот-вот прекратятся войны, отступят болезни и страдания, успехи науки и техники сделают всех счастливыми. Точно такое же настроение было перед кризисом 2007 года: вот-вот наступит рай. Фукуяма пел о конце истории. Дизайнеры раскрашивали всё подряд, даже дублёнки, в золотой цвет.

А вот 1913-й год – тот самый, от которого когда-то вёлся отсчёт советских достижений. Москва стремительно застраивается особняками и доходными домами нового, нарядного, кокетливого стиля art nouveau с весёлыми пышненькими ангелочками и усталыми лилиями оливкового цвета по фасадам. Впрочем, те московские особняки с лилиями часто бывали окружены металлическим забором в виде тревожных, нервных волн: "Буря, скоро грянет буря". Сто лет назад по объёму и темпам строительства Москва лидировала среди европейских столиц (данные из видеоиздания Музея истории Москвы «Московский модерн»).

Сегодня архитектурный стиль того времени (у нас его называли «модерн») снова в большом почёте. В подражание московскому модерну столетней давности строят и многоквартирные дома на Золой миле-Остоженке, и новорусские особняки в пригородах. Многие состоятельные граждане прямо заказывают дома «под Шехтеля»; в нашем подмосковном посёлке уже три таких дома. А местная достопримечательность - знаменитый особняк фармацевтического короля Брынцалова - при каждой перестройке обретает всё больше черт нео-барокко. Это не случайно: историки искусства говорят, что усложнённый, кокетливый стиль обычно возникает накануне глобального слома. Так, барокко предшествовал Французской революции и всего, что воспоследовало. А модерн охотно перерабатывал, переосмысливал, пережёвывал барокко. В архитектуре вообще невозможно лгать - дом всё равно выдаст истину. Недаром в толковании сновидений (что Фрейд называл самой прямой дорогой в бессознательное) дом - это образ самого сновидца. Дом - это человек.

Начавшаяся в 1914 г. война поначалу казалась кратким героическим эпизодом, на неё шли с патриотическими песнями. Любопытно, что несмотря на войну dolce vita гламурной публики продолжалась.

В 1915-м - военном! – году бешено популярный «король поэтов», «гений Игорь Северянин» написал стихотворение «Ананасы в шампанском», где воспел изыски лайф-стайла и тогдашние модные гаджеты: "Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! / Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров». Безусловно, вся эта дивная новь существовала для тончайшей социальной прослойки. Сегодня процент приобщённых, кому достались ананасы в шампанском, гораздо больше. Какое-то исступление отдыха и путешествий, шопинга и корпоративов, все «зажигают», «оттягиваются» и непрерывно что-то празднуют. Отдыхают – как работают.

И одновременно с праздником жизни – обострённое желание смерти. И сегодня, и сто лет назад. Недавно было много разговоров о подростках, которые ни с того ни с сего принялись выпрыгивать с высоких этажей. А вот почитайте свидетельство современника о том, что было сто лет назад.

1910-й год. Тогда распространилась форменная эпидемия немотивированных самоубийств.

"Новый рассказ Максима Горького:
"Макар решил застрелиться".
Новый рассказ Ивана Бунина:
"Захлестнул ремень на отдушнике и, крича от страха, повесился..."
Новый рассказ Валерия Брюсова:
"Она отравилась..."
Новая книга З.Н. Гиппиус:
"Прошлой весной застрелился знакомый, студент..."; "Муж и жена отравились..."; "Смирнова выпила стакан уксусной эссенции..."

Так начинается статья Чуковского "Самоубийцы": "В наших современных книгах свирепствует теперь, как и в жизни, эпидемия самоубийств. Удавленники и утопленники - современнейшие нынче герои. И вот новая, небывалая черта: эти люди давятся и травятся, а почему - неизвестно".

Вся современная литература, - замечает Чуковский, - сплошное торжество мерзости и страха, леонид-андреевская "буффонада и свистопляска калек", ремизовская "вселенская тошнота". Вселенское уродство Саши Чёрного:

О дом сумасшедших, огромный и грязный!
К оконным глазницам припал человек:
Он видит бесформенный мрак безобразный -
И в страхе, что это навек!

В 1909 г. Чуковский писал: "Всё в мире тошнотворно, весь мир словно наелся "блевотного", - твердят теперь наши книги, - и кто из нас посмеет не согласиться с ними".
(По книге И.Лукьяновой "Корней Чуковский". ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия. 2006).

Из уродства и бессмыслия нужен какой-то выход. Нужны новые парадигмы существования, новые задачи. Развитие капитализма в прежнем виде зашло в тупик: нет новых рынков, нет целей развития. В самый раз отвлечь внимание войнушкой. Сначала, разумеется, маленькой и победоносной. А там уж как пойдёт. Так что полыхнуть может в любой момент. Это как в шахте, где много метана. Рано или поздно громыхнёт.

В 1912 году утонул Титаник. Это было предупреждение высших сил веселящемуся человечеству. Сегодняшние катастрофы помимо технического имеют и символический смысл. Но люди не внемлют: люди веселятся, а потом почему-то бросаются с балконов.

Прогноз для России – нерадостный. Наш народ и его вожди живут не приходя в сознание. Стоя у края пропасти, мы обсуждаем сущую чепуху: расширение Москвы до Калужской области или, как известная опиньон лидерша Божена Курицына, – изготовление сырников. Поверьте, в масштабе того, что может произойти, эти две темы – совершенно равновелики.

Мы с гиканьем восторга разрушили свою техническую инфраструктуру и утратили технические навыки. Не говоря уж о навыках военных. Мы изнежились и обленились. Мы – как народ – предельно демобилизованы. Работать за нас должны какие-то гастарбайтеры, воевать – наёмники. Чтобы отрулить от пропасти, нам надо немедленно начать восстанавливать технику и начать работать. Работать всем, немедленно и много. Но никаких признаков такого оборота событий я не вижу.

А ведь уже идёт подготовка к большой войне, как когда-то англо-бурская война была репетицией I Мировой.

Председатель Мао учил: «Не надо бояться атомной войны: половина человечества погибнет, зато вторая будет жить при коммунизме». Ох, как не хочется очутиться ни в первой, ни во второй половине.
Tags: философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments