arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Хождения в Ципори

На днях я получил свежий номер журнала "בשביל הארץ" ("Бешвиль Ха-Арец"), в котором была небольшая заметка о мозаике в Ципори. Ничего нового, но автор вспомнила, как она, выросшая рядом в мошаве Ципори, ходила там с отцом, когда мозаики ещё не были раскопаны, и иногда поднимали с земли маленькие камешки смальты - традиционного материала, из которого складывали мозаики ещё с римских времен.

Это напомнило мне мой первый поход в Ципори. Середина 80-х годов. Небольшая группа любителей археологии при "Обществе охраны природы" во главе с археологом, кибуцником Игалем Теппером приехала в Ципори. Плату за вход ещё не взимали, и мы свободно ходили по всей территории.

На безлесом холме стоял полуразрушенный дом, гордо именуемый крепостью времен крестоносцев и бедуинского шейха Дагира (דאהר אל-עומר, 1689-1775), восточнее - следы археологических раскопопок 50-летней давности, с запада - свежие раскопки последних годов, внизу, на склоне холма угадывались полукруглые ряды амфитеатра, обращенного в сторону долины Бейт Нетуфа.
00-Tzip2-1.jpg
Ципори. Аэрофотосъемка. Скан из журнала QADMONIOT #83-84, 1988


В стороне, на расстоянии 1,5-2 км восточнее холма были какие-то грандиозные пещеры, и там действительно было, что посмотреть.
01-Tzip.jpg
Здесь работали археологи, но это не было для нас помехой: наши походы всегда были в субботу, когда археологи расходились по домам, а заборы, которыми они огораживали место раскопок, только усиливали наше любопытство.
02-Tzip.jpg
Вряд ли без Игаля серьезные, 50-60-летние законопослушные граждане стали бы перелазить через заборы, но с ним мы без зазрения совести преодолевали все препятствия.
04-Tzip.jpg
Игаль Теппер (крайний слева) наблюдает за преодолением препятствий
Но главное, конечно, не в этом. При Игале камни оживали и рассказывали много интересного. Трудно было представить эти пещеры такими, как они выглядят сегодня, после расчистки всех завалов, но мы знали, что это гигантский водосборник, построенный в первых веках н.э., равных которому в Израиле нет.
03-Tzip.jpg
...а значит, на тех голых камнях на холме и вокруг был когда-то большой прорцветающий город. Где он?! Пишут ли что-то о нем старые книги?

Пишут. Много пишут. Игаль рассказывал, что это был административный центр Галилеи и в период израильского царя Александра Янная (I-II век до н. э.); и после римского завоевания Иудеи (середина I века до н. э.); и во времена царя Ирода, назначенного римлянами губернатором Галилеи, и которого в 37 г. до н.э. во время снежной бури (sic!), когда остальные города отказались ему подчиняться, жители Ципори приняли у себя; и при тетрархе Галилеи Ироде Антипе (4 г. до н.э. - 39 г. н.э.) ещё до строительтсва новой столицы, Тверии (~20 г. н.э.) на берегу Тевериадского озера. Город Ципори процветал и после. Не зря ведь Иосиф Флавий (37 - 100 г. н.э.) в "Иудейских древностях" называет его "красивейшим городом всей галилейской страны". Однако город не принял участие в Иудейском восстании 66-71 годов, известном благодаря сочинению Иосифа Флавия "Иудейская война", и в последующем, в восстании Бар-Кохбы (132-135) его тоже нет. О нем забыли? Он перестал быть еврейским городом?

Можно было бы предположить конспиративную теорию о преднамеренном забвении города из-за его сепаратизма. Но это не так. Ведь именно здесь прожил остаток своей жизни Рабби Иегуда А-Наси (135-220), знаменитый Раббену Ха-кадош — «наш святой учитель», глава Синедриона, который на то время обосновался в Ципори, систематизатор Устного Закона и редактор Мишны, на которой базируется Талмуд, и складывался классический еврейский закон Галаха.

По описанию Иерусалимского Талмуда, когда Рабби умер, в 18 синагогах города служили молебен в его честь. Где эти синагоги? Где римские храмы? Где бани, без которых ни один римский город не получит статус города? Да и такое водохранилище делается не для красоты. Но до больших открытий оставалось ещё несколько лет.

А пока отдел, которым я руководил в Тель Нофе, и который состоял преимущественно из русскоговорящей публики, в очередной раз уговорил меня выехать на природу. И мы поехали в Ципори.

Не помню уже, как это получилось (скорее всего я ошибся дорОгой - с Игалем мы поднимались на холм с севера от шоссе №77, а с отделом ехали с юга на машинах через мошав), и приехали мы не к крепости Ципори, а 2-3 км западнее, к церкви св. Анны, матери Девы Марии, т.е. бабушки Иисуса Христа, и её мужа, св. Иоакима, соответственно, дедушки.

Их очень жалостливая история впервые появилась в новозаветных апокрифах ("Протоевангелие от Иакова"), на протяжении веков она обросла многими легендарными подробностями ("Золотая легенда"), и в своё время очень вдохновила великого Джотто, создавшего на тему жития святых Анны и Иоакима знаменитые фрески в Капелла Скровеньи в Падуе.

И всё было бы хорошо, но адрес Анны и Иоакима был указан как-то неуверенно, и крестоносцы, пришедшие на землю Израиля через 1000 лет, построили несколько церквей, посвященных родителям Девы Марии. Одну из них - в Ципори, или - в Ла-Сефори, как город назывался в то время.


05-Tzip2.jpgИдея о том, что Дева Мария родилась в Ципори, появилась задолго до крестоносцев. В V-VI веках, с приходом Византии Ципори оставался большим и процветающим городом с еврейским населением ("город убийц Господа", т. е. евреев, по определению одного из отцов церковной истории, епископа Евсевия Кесарийского, IV в. ), но к тому времени уже быстро росло количество христиан, строились многочисленные церкви, христиане принимали участие в городском самоуправлении. Одно время город был центром местной епархии со своим епископом.

И тут выяснилась неприятная подробность: в 5 км от Ципори находится знаменитый, но маленький и очень заурядный Назарет - место жительства Святого семейства, которое многократно упоминается в Новом Завете, а большой и богатый Ципори - ни разу! Что вообще-то странно, но кто знает, может быть этот факт побудил горожан "поселить" в нем Анну и Иоакима.

По другой версии родители Девы Марии жили в Иерусалиме. Там около Львинных ворот есть замечательно сохранившаяся церковь святых Анны и Иоакима, а в Ципори от церкви осталась только восточная стена, на которой видны следы двух боковых апсид и ниша центральной апсиды. Всё пространство перед ними - то, что было когда-то 3-нефным храмом, окружает стена.

Подробности нашего проникновения на эту территорию, я уже не помню, но своё любопытство мы удовлетворили только в помещении, которое скрывалось за дверью в стене, закрывающей одну из боковых апсид. Наверное, там молились монашки из монастыря "Сестры св. Анны", который мы обнаружили потом. К нашему приходу помещение было пусто, и мы сделали небольшой групповой снимок под иконой сразу трех святых: Анны, Иоакима и их дочери, будущей богородицы Марии.
06-Tzip.jpg
Оттуда мы поднялись на холм - единственное место, где мне было, о чем рассказать. Ведь практически ничего из того богатства, которое сегодня можно увидеть в Ципори, тогда ещё не было раскопано.

На вершине холма стоял одинокий полуразрушенный дом - бывшая крепость крестоносцев, как пишут о нем в путеводителях. Надо отметить, что на крепость крестоносцев это мало похоже, но присутствие христианского воинства в этих местах несомненно. Именно из Ципори (он же Ла-Сефори, или в арабские времена - Саффурия) вышло в 1187 году на решающую и печально закончившуюся битву на поле Карней Хаттин с легендарным Салах ад-Дином (1138-1194) гигантское войско во главе с королем Иерусалимского королевства Ги де Лузиньяном (ум. 1194).

Как пишут хроники "при источнике Саффурии, где был разбит лагерь, кроме тысяч легковооруженных стрелков [было] не менее 2000 рыцарей и 18000 человек пеших, большей части в самом богатом вооружении"[Б.Куглер, "История крестовых походов"]. Если вспомнить бедного рыцаря Дон Кихота, который несмотря на свою бедность имел оруженосца, можно себе представить, сколько народу сопровождало в тот злосчастный июль 1187 года 2000 рыцарей и 18000 пеших "в самом богатом вооружении". Однако, археологи до сих пор никаких следов этого воинства в окрестностях Ципори не нашли, а одинокий дом на вершине холма слабое напоминание о том грандиозном событии, свидетелем которого были эти места.
09-Tzip.jpg
Битва при Хаттине

В XVIII веке здесь обосновался бедуинский правитель Дагир аль-Умар аз-Зейдани (1690-1775), который восстановил этот дом и сделал его своей резиденцией. Он много способствовал развитию всего района (от Сидона (Ливан) до Яффо) и погиб, защищая осажденный Акко.

В начале ХХ века здание отремонтировали заново и, под эгидой монастыря "Сестер св. Анны", открыли там школу для девочек. В 1990 году, когда мы там были впервые, школа была уже в монастыре, а здание стояло пустое и разрушенное. Года 4 назад, здания восстановили и открыли там небольшой и довольно симпатичный археологический музей, посвященный Ципори.
07-Tzip.jpg
А тогда это выглядело так:
08-Tzip.jpg
В Ципори я был очень много раз и вспомнить хронологию всех моих посещений практически невозможно, да и незачем, но на моих глазах унылый безлесый холм и заброшенные вокруг поля преобразились в уникальный археологический музей под открытым небом, о чем я хочу рассказать в следующих заметках.
Tags: Израиль, Истории из Истории
Subscribe

Posts from This Journal “Истории из Истории” Tag

  • Так это начиналось

    Оригинал взят у yaqir_mamlal в post "В Базеле я основал еврейское государство" Дов Конторер Первое число еврейского месяца…

  • Тайны веков

    О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель.…

  • Творчество неандертальцев

    Оказывается, о наших первобытных (и очень дальних) родственниках неандертальцах мы знаем намного меньше, чем мы думали. Считается, что первые люди с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments