arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

Экодуки

Для многих людей слово акведук (в буквальном смысле "водовод", от лат. aqua — вода и duco — веду) ассоциируется, прежде всего, с Римом. И это не удивительно. Хотя такие сооружения для подачи воды строили ещё в Древнем Вавилоне, задолго до Рима, но римляне довели их строительство до уровня, который обеспечил активное использование акведуков на протяжении тысячелетий, а уж как памятники архитектуры они сохраняются и сегодня.

Однако в последнее время, а точнее со второй половины прошлого века во многих странах начали строить другие "duco" - переходы для безопасной миграции диких животных через автострады и железнодорожные пути. Так называемые, экодуки - специальные сооружения над, или под дорогой для поддержания экологического равновесия по обе стороны пути.

С развитием промышленности и расширением мегаполисов у животных становится все меньше мест для естественного обитания. Природные ареалы многих видов диких зверей разделяют многополосные автомобильные трассы, на которых ежегодно гибнут тысячи животных, что ставит под угрозу их дальнейшее существование в привычной среде.

Экодуки, предназначенные вернуть животным свободу передвижения, - это, чаще всего, искусственные строительные конструкции из железа и бетона, но при их создании стараются максимально приблизить их внешний вид и расположение к естественной среде обитания местного животного мира. При этом, как отмечают исследователи, экодуки используются не только крупными зверями, но и всякой другой живностью - бабочками, жуками, пауками и проч.

Первые экодуки появились во Франции в 50-х годах, но очень быстро распространились и в других странах. Даже в такой безлесой и, соответственно, бедной дикими животными стране как Израиль при строительстве автострад предусмотрели создание экодуков. (Хотя знающие люди говорят, что это было сделано для коров и коз, а не для диких зверей, но, всё равно, полезно).

Израиль, север дороги №6 (18-ый участок).

Израиль. Строительство экодука на дороге №1.


Для Израиля строительство экодуков не характерно. То ли дело Канада. Вдоль Трансканадского шоссе в Национальном парке Банфф построено 24 экодука: 22 - под дорогой и 2 - сверху, которые по наблюдению Тони Клевенгера (Tony Clevenger), биолога из университета штата Монтана (США) использовали крупные млекопитающие (в том числе медведи гризли, олени, лоси, койоты и др.) порядка 100 000 раз.



В некоторых местах вдоль дороги стоят даже плакаты, указывающие направление к экодуку (Wildlife crossing). Но это для тех животных, которые умеют читать. :)
Идея экодуков была с восторгом принята экологами и дорожными строителями в разных странах и для самых разных животных. Вот экодук, построенный для удобства миграции крабов на острове Рождества (Индийский океан, внешняя территория Австралии).
А это черепаший туннель в Японии.
Верёвочный мост в штате Байя (Бразилия) для безопасного перехода обезьян через дорогу.
Веревочный экодук в австралийском штате Виктория
В Заповеднике Вотчанг (Watchung Reservation, Нью-Джерси, США) экодук стал естественной частью лесного массива.
Большое распространение получили экодуки на европейских автотрассах. Только в Нидерландах более 600 туннелей на основных и второстепенных дорогах в помогли существенно увеличить популяцию, находящихся под угрозой зайцев, барсуков, белок и других мелких животных, составляющих сегодня основной контингент животного мира страны.

Вот один из самых больших (50 м в ширину и 800 м в длину) экодуков в Нидерландах, Borkeld.
А это немецкий автобан (А20). Здесь хорошо видно два моста - для автотранспорта и для зверья, о котором позаботились люди.
Ну, и в заключении: в сентябре прошлого года в России был открыт первый (и пока единственный!) экодук, хотя в мире их построили уже тысячи.

Tags: экология
Subscribe

Posts from This Journal “экология” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments