arktal (arktal) wrote,

Мы едем, едем, едем...

Предыдущие записи:

1; 2; 3; 4.

Уже не помню, кого из моих детей моя мама кормила... под гудки паровозов, которые спешили на станцию Киев-товарный. Было это в другой жизни, много-много лет назад. Родители жили на Соломянке. Мама брала внука, и они шли на пригорок, с которого было хорошо видно проходившие внизу поезда. Подъезжая к станции, паровоз издавал протяжный гудок и выпускал пар. Внук визжал от радости и готов был проглотить очередную ложку каши.

Эту, давно забытую картинку, я вспомнил, когда по просьбе жены, мы решили совершить поездку на паровозе. Да-да, на самом настоящем паровозе. Без всяких новомодных электровозов, тепловозов и прочих самоходных устройств с дизельными или электрическими двигателями. В Израиле такой паровоз можно увидеть только в музее железной дороги в Хайфе. Говорят, этот паровоз - единственный в Израиле, но в Уэльсе такие паровозы используются по назначению - они перевозят людей.

И при этом, они тоже считаются музейными экспонатами. Это такой своеобразный «живой» железнодорожный музей. По-английски это называется heritage railway, т.е. железная дорога как культурное наследие (heritage) страны. В русском языке нет устоявшегося названия для подобных учреждений. Соответствующая статья в Википедии называется "Историческая железная дорога".
Знаменитый паровоз системы Ферли. Впервые был построен и введен в эксплуатацию в Уэльсе в середине XIX века

Такие дороги мы видели и в других странах Европы, но там они были исключительно туристическим развлечением. В Уэльсе этими поездами пользуются обычные пассажиры. В составе есть даже пульмановские вагоны первого класса с мягкими сидениями и широкими панорамными окнами.
Итак, на следующий день после прогулки в Портмерион (см. предыдущую часть) мы на машине приехали в Карнарвон к знаменитому средневековому замку, огромной каменной глыбой выступающего в море (о нем я надеюсь рассказать в другой раз), и там наша дружная команда разделилась: Эдик с Сашей пошли смотреть замок, а мы решили прокататься на поезде, который шел в Портмадог.

Вот он стоит на конечной станции в Карнарвоне на фоне замка, в котором, кстати, ещё недавно (в 1969 году) проводилась церемония присвоения титула принца Уэльского сыну королевы, принцу Чарльзу.
История этого железнодорожного маршрута весьма запутанная, изобилует судебной и финансовой терминологией, большими надеждами и тяжелыми разочарованиями. Продолжалась она без малого 100 лет, хотя использование ж.д. транспорта в Уэльсе началось намного раньше.

Ещё в первой половине XIX века в горах Северного Уэльса были построены первые линии узкоколейных железных дорог для перевозки знаменитого уэльского сланца (Welsh slate, сланцевых плит - прекрасного строительного материала, используемого, в основном, в качестве "вечного" верхнего слоя кровли), с горных карьеров, где его добывали, к побережью. Потом начались и пассажирские перевозки, а в 1921 году на базе трёх существующих участков узкоколейной дороги было решено соединить города Карнарвон (Caernarfon) и Портмадог (Portmadog) сквозной железнодорожной линией. Строящаяся дорога получила наименование Валлийской нагорной железной дороги и должна была проходить по красивейшим местам уэльского Национального парка Сноудония.
Однако добыча сланца к тому времени стала падать, пассажиры всё больше стали ездить автобусами, и в 1933 году после 10 лет убыточной эксплуатации, было принято решение о закрытии этого маршрута.

Во время войны большую часть подвижного состава распродали и сняли часть путей. Но идея ж.д. движения вдоль живописных пейзажей парка Сноудония, осталась. В результате настойчивости нескольких энтузиастов, которые на протяжении 50-ти лет пробивались через бесконечные судебные разбирательства и согласования, и технического персонала, который собирал и реставрировал подвижной состав и ж.д. пути, в 2010 году удалось наконец открыть сквозное движение по линии от Карнарвона до «Портмадогской портовой станции».

Протяженность Валлийской нагорной ж.д. чуть более 40 км. Для машины - полчаса езды, поездом - больше 2-х часов. Если кого-то волнует вопрос, чем занять себя в течение этих 2-х часов, могу успокоить - для любителей природы нет лучшего кино, чем смотреть из окна этого поезда.
11-DSC_0110.jpgОбслуживающий персонал этой дороги, как и других "исторических железных дорог" Уэльса (и других стран), волонтеры, часто пенсионеры и даже инвалиды, для которых работа на железной дороге - хобби, которым они занимаются в свободное время.

Через 2 часа, как и написано было в расписании, поезд прибыл в Портмадог. Это большая (для таких дорог!) станция. Ну, прям, Киев-товарный в миниатюре. Не слышно только крепкого русского мата, без которого на Киев-товарный никакая работа не клеется (помню с детства). Но не здесь. Ни в Уэльсе. Хотя я читал где-то, что в Уэльсе много говорят по валлийски (об этом я уже писал), но ругаются исключительно по английски. Но этого я тоже не слышал. А, может быть, просто не разобрал.

Вот на фото два инженера Эндрю Фоудс (Andrew Foulds) и Джо Клулу (Jo Clulow) на станции Портмагор около маневрового паровоза Хью Напье (Hugh Napier), построенного в... 1904 году. Но выглядит он - "как новенький". Всё блестит и работает.

Его восстановлением инженеры совместно со студентами Бангорского университета (Bangor University) занимались больше 40 лет (с 1969 по 2012). Ростом  -  они почти вровень с паровозом. "Детский мир". Но это не так. Здесь всё по-взрослому.
Эндрю Фоудс (Andrew Foulds) и Джо Клулу (Jo Clulow) на станции Портмагор

А вот маневровые паровозы из той же серии на путях Портмадогской портовой станции. И рабочие, и их добровольные помощники очень стараются, чтобы все латунные части блестели, как настоящее золото.
И только сто лет назад порт был забит судами, на которые круглосуточно грузили добытый сланец. Теперь - здесь можно увидеть лишь несколько десятков частных яхт.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Провинциальная Великобритания-6
Tags: Англия, история с географией

Posts from This Journal “Англия” Tag

• ОСТАНОВКА В ШОТЛАНДИИ

Продолжение Начало - Круизный корабль PREZIOSA - 1, 2 После почти 30 часов пути по волнам Северного моря наш корабль "бросил якорь"…

• Теракт в Лондоне

Вечером 3 июня на Лондонском мосту фургон наехал на пешеходов. Полиция расследует событие как теракт. По следам происшедшего в Лондоне проведена…

• Террор продолжается

Оригинал взят у miggerrtis в Взрывы на стадионе в Манчестере На стадионе "Манчестер Арена" в понедельник вечером произошли…

• Железная леди # 2

• Провинциальная Великобритания-6

За́мок на за́мке Предыдущие записи: 1; 2; 3; 4; 5. Достаточно одного взгляда на карту валлийских замков (кликабельно!), чтобы…

• ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ-4

Маленькая Италия на Севере Уэльса Предыдущие записи: 1; 2; 3. В Портмерион ( Portmeirion Village), курортный пригород курортного…