arktal (arktal) wrote,
arktal
arktal

"Послушай - не пожалеешь"

Моё отношение к советским песням весьма амбивалентное: с одной стороны, это моя юность, и "за давностию лет" там, в юности, всё выглядит красиво, "родным и близким". Потом возникают ассоциации и воспоминания самого печального характера, и слушать больше не хочется. Тем более в рамках каких-то "проектов" и юбилеев, которыми в избытке кормят российскую публику. Единственный вариант, когда я могу прослушать песню тех времен - когда она исполняется на иврите. Это случается не так уж редко - израильтяне любят этот репертуар и иногда эти песни можно услышать на радио.

И вот сейчас. Для меня впервые - Методие Бужор. Я слушал и думал: так ведь недолго поверить в переселение душ. Муслин Магомаев, которого мы с женой слушали в Киевском дворце спорта в начале 60-х, вернулся.


Оригинал - ЭХО, О.Буланова. 08.12.2012.
Когда не стало замечательного певца "всех времен и народов" Муслима Магомаева, некоторые исполнители попробовали петь песни из его репертуара - на концертах, на вечерах памяти, в ретро-программах... Таких смелых было две категории: "эстрадники" и "оперники". Первые откровенно недотягивали, пищали, хрипели и зачастую не "выезжали" даже за счет драматизЬма и артистизЬма. Короче говоря, были откровенно смешны, нелепы и, кроме смеха, вызывали еще и чувство жалости: ну вот куда ты полез?! Зачем позориться? Вторые обладали хорошими вокальными данными, но вот того обаяния, той энергетики, того магнетизма, которыми обладал великий Магомаев, у них тоже не было, и песни получались плоскими, невыразительными, этакими подобиями былого великолепия, выцветшими репродукциями.

Вольно или невольно, но зритель начинал сравнивать - что "эстрадников", что "оперников" - с оригиналом, и сравнение в ста случаях из ста оказывалось не в пользу первых. Когда пели женщины - еще куда ни шло, по крайней мере женский голос от мужского в любом случае отличается, и метод сравнения уже не срабатывал. В итоге у большинства ценителей как хорошей песни, так и у поклонников Муслима Магомаева выработался рефлекс: слышат на каком-то канале песню из его репертуара в другом исполнении - и тут же переключают канал. У меня тоже выработался такой рефлекс. Хотя я и телевизор-то не смотрю. А зачем? Негатив цеплять? Новости и из Интернета можно узнать, но только те, которые тебя интересуют, а хороший фильм или концерт можно посмотреть либо на диске, либо в том же Интернете.


Но вот несколько дней назад мой хороший приятель из Москвы, азербайджанский историк, прислал мне ссылку - зная, что телевизор я не смотрю. Там была приписка: "Послушай - не пожалеешь". Открываю: Первый российский канал, шоу-программа "Голос". Я сморщилась. Я от эстрадных шоу всегда морщусь. Еще сильнее сморщилась, когда увидела подпись под видео-роликом: "Методие Бужор и Евгений Кунгуров. Синяя вечность". "Синяя вечность" ассоциируется исключительно с Муслимом Магомаевым. Эту песню в просторечии еще называют "О, море, море". Опять, думаю, гнусавить или визжать будут, хорошую песню испортят... Но решила послушать, хотя бы секунд десять - почему-то же мне мой приятель-азербайджанец прислал эту ссылку?

Открыла. И пропала. Пропала часа на два. Сначала послушала эту песню - раз пять подряд, потом нашла другие видео-ролики, где Методие Бужор исполняет песни Муслима Магомаева. И поняла: впервые на моей практике фанатки Муслима Магомаева нашелся исполнитель его песен, при виде которого я не буду переключать канал. Более того, - выдастся возможность - пойду на его "живой" концерт. Потому что даже на "мертвом" экране чувствуется совершенно бешеная энергетика, не говоря уже о таланте и неподражаемых вокальных данных - у Методие глубокий, богатый обертонами баритон.

Я бы и больше двух часов слушала, да трафик выработала и в долг залезла. Обошелся мне уважаемый Методие в кругленькую сумму. На следующий день возобновила Интернет и прочитала о Бужоре все, что только там нашла. Но для начала о впечатлении - может, его кто-нибудь еще не видел и не слышал.


Кстати, предвкушаю то удовольствие, которое получат бакинцы, услышав этот замечательный голос! Высокий, обаятельный, стройный, интеллигентный молдаванин с уже упомянутым баритоном и тем, что и называют "харизмой". При этом - очень, ну просто очень-очень похожий внешне на Муслима Магомаева. Методие некоторые даже считают либо младшим братом, либо сыном Магомаева. Но это не так, да и сам Методие говорит, что он "не клон и не двойник Магомаева". Видимо, достало его это сходство, которое буквально бросается в глаза: черты лица, рост, стать, моторика движений, тембр голоса - все до боли напоминает покойного Магомаева. Но Методие отнюдь не подражает Муслиму Магомедовичу, просто он таким уродился (как не подражает Высоцкому бывший бакинец Андрей Офицеров, который считается лучшим исполнителем песен Высоцкого на всем постсоветском пространстве - ему тоже просто послал Бог голос, как две капли воды похожий на голос Высоцкого).

И вот что я выяснила о новом замечательном певце. Оказалось, что сам Муслим Магомедович был знаком с Методие, пришел от него в восторг и сказал следующее: "Если я проговариваю мелодию, то Методие поет ее сердцем". Услышать такую похвалу из уст мэтра - дорогого стоит. А получилось это так. Методие Бужор в свои тридцать восемь лет - вовсе не новичок сцены, он известный в оперных кругах певец, пел сольные партии в московском театре "Новая Опера", в петербургской Мариинке, в Оперном театре в Лейпциге, сейчас солирует в Санкт-Петербургском Михайловском театре оперы и балета. Он - лауреат международных конкурсов оперных певцов в Испании, Румынии, России, Италии. Обширна и гастрольная география певца. Как солист в оперных спектаклях, так и с концертами он выступал и сотрудничал с оперными театрами в США, Англии, Китае, Швейцарии, Испании, Италии, Германии, Франции, Голландии...

И вот на фоне работы в опере он неожиданно "заболевает" Магомаевым. И вовсе не потому, что похож и внешностью, и голосом. Молодой певец просто вдруг осознал, каким огромным духовным богатством является творчество Муслима Магомаева, и понял, что он может и должен нести это неизмеримое богатство и дальше, даря его зрителям и слушателям и прививая им, испорченным пошлой эстрадой, вкус к хорошей музыке и хорошей эстраде. В одном из интервью Методие Бужор сказал: "Я вырос на мировой классике, а теперь всей душой полюбил и классическую советскую эстраду. Это какой-то кладезь гениальных мелодий и проникновенных стихов, замечательных оркестровок, - огромный букет прекрасных и очень интересных для серьезного певца произведений. Конечно, я был бы рад пополнить свой репертуар и произведениями современных авторов, но сейчас так не пишут..." Магомаев для него - образец, но не для подражания, а для дальнейшего совершенствования, титан, репертуар которого годится для далеко не каждого голоса, но уж если осилил - успех обеспечен. Главное - не уронить знамя, не принизить ту планку, которую задал великий певец.

И вот когда Методие все это осознал и начал петь не только песни из репертуара Муслима Магомаева, но и других исполнителей классической эстрады 60-80-х, в его судьбе случился переломный момент: он познакомился с Муслимом Магомаевым и Тамарой Синявской, и эта дружба переросла затем в дружбу. Муслим Магометович, как известно, регулярно сам вел свой сайт, на котором отмечал не только то, что связано с его творчеством. Там были целые страницы, посвященные молодым талантам, причем не только в области вокала. 15 февраля 2007 года на странице этого сайта появилась запись (орфографический стиль М.Магомаева приведен без изменений): "Вчера в гости заходил певец МЕТОДИЕ БУЖОР. Молдаване славятся ПРЕКРАСНЫМИ ГОЛОСАМИ! А этот БАС-БАРИТОН превзошёл все наши с Т.И. ожидания!:-) Я о Нём много слышал, но, "ЖИВЬЕМ"... :-))) Мы помузицировали... Сыграл я ему Эскамилио, а потом Он захотел попеть мне песни из моего репертуара:-) Я подумал... "НУ-НУ":-) Знаем мы, как вы - оперняки - поёте песенки - как ОДИН ВАРЯЖСКИЙ ГОСТЬ!!!:-(( Но то, что я услышал - ПОТРЯСЛО. Между молодым ММ и Г.ОТСОМ:-)) Только... Если я в каких-то интимных признаниях проговариваю музыку - Он её пропевает Сердцем!!:-) Да!!! Не ПЕРЕВЕЛИСЬ оказывается Музыканты-Певцы:-)!!!"

Вот такая эмоциональная запись. Говорит и о широте души Муслима Магометовича - без малейшей ревности признать, что есть еще замечательные исполнители, и о творчестве Методие - знать, на самом деле отличный исполнитель, раз САМ Магомаев такого о нем мнения.


Когда Муслим Магомаев нас покинул, слава о Методие, как о лучшем исполнителе песен великого певца, стала распространяться, и чем дальше - тем быстрее. Потому что молодому оперному певцу удалось главное: стать своим, близким человеком, для каждого зрителя. Для тех, чья юность совпала со стремительным взлетом молодого Магомаева, для более молодых поклонников его творчества. Первые не только наслаждались мастерством исполнения певца, но и невольно погружались в воспоминания, а вторые открывали для себя "планету Магомаев", чью неповторимую красоту и гармонию передавал им Методие Бужор.

Приятно поражало и то, что певцу превосходно удавались и лирические, и драматические, и веселые песни из репертуара великого Магомаева. Каждое произведение не только безукоризненно по вокалу, но точно решено по настроению, по артистическому решению, по пластике и моторике артиста. Он не подражает Магомаеву в движениях - эти движения естественны для него самого, я лично проверила, посмотрев записи Методие, когда он поет оперные арии или эстрадные песни других исполнителей.

Наблюдая за Методие, заражаешься его энергетикой, приходишь в дикий восторг, и мурашки бегут по всему телу. Возникает не то чтобы эффект присутствия Магомаева, нет, голос все-таки отличается, но отличается не как прекрасное от хорошего, просто не клон же он на самом-то деле! Он - другой, он - личность, и в каждую песню Магомаева он вносит что-то свое, но умудряется при этом не выбиваться из стилистики времени, в котором написана песня, и сохранять дух великого маэстро. И понимаешь - вот оно, мастерство! И не понимаешь, а как это сделано? И понимаешь другое: вот когда не видишь, как это сделано, то это и есть признак мастерства.



Поет Методие Бужор и в дуэте. С тем же Евгением Кунгуровым (почему с ним - отдельный разговор), и с другими исполнителями. Например, с заслуженной артисткой Азербайджана, солисткой московского Большого театра Динарой Алиевой. В дуэте с этой великолепной певицей он исполняет несколько песен из репертуара Муслима Магомаева, в том числе и "Синюю вечность". Методие Бужор практически один пел все второе отделение концерта "За все тебя благодарю...", посвященного памяти великого Магомаева и прошедшего буквально недавно в Концертном Зале "Октябрьский" в Санкт-Петербурге. Этот концерт вообще был знаковым в культурной жизни России: в этот период прошло много концертов, посвященных памяти Муслима Магомаева, и он признан одним из лучших. Его транслировали все каналы, он полностью выложен в "YouTube", и количество просмотров перевалило за несколько сотен тысяч.  Очень бы хотелось, чтобы он покорил и Азербайджан. Наверное нигде Методие Бужор не найдет такой любви и понимания своего творчества, как у нас. Очень бы хотелось, чтобы на него обратили внимание соответствующие чиновники из Министерства культуры и устроили ему гастроли в Баку. Удовольствие публики - гарантировано!
Tags: youtube, искусство, музыка
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Жемчужина Маурицхёйс

    Правда ли, что серьга на картине Яна Вермеера « Девушка с жемчужной серёжкой» на самом деле не жемчужная? Детский вопрос. Похожий на:…

  • Не мечите бисер... (с)

    Михаил Казиник (13.11.1951, Ленинград) — скрипач, лектор-музыковед, искусствовед, педагог, культуролог, писатель-публицист, поэт, автор и…

  • Неустойчивость Кельвина—Гельмгольца

    Думаю, что даже люди далекие от искусства и лишь краем уха слышавшие о существовании художника Ван Гога без труда узнают автора этой картины -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments